Частная космонавтика в России

В России тоже есть частные компании в космической отрасли. Они строят спутники, разрабатывают ракеты, а в планах — обитаемые базы на Луне и космический туризм. Пусть их совсем немного, но о них, их достижениях и проектах стоит рассказать.

«Спутникс» — первый частный спутник и интернет вещей

Космические аппараты бывают двух видов — большие и малые. И последние все чаще находят себе применение. Микроспутник «ТаблетСат-Аврора», спроектированный и построенный российской компанией «Спутнике», именно такой. Его вес — всего 26 кг. Срок активного существования -1 год. Считается, что это первый спутник, разработанный и построенный частной российской компанией.



«ТаблетСат-Аврора» запустили на орбиту 19 июня 2014 года. Ввиду малого размера и массы в космос он отправился не один, а в составе кластера из 33 мини-спутников на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Аппарат вывели на солнечно-синхронную орбиту высотой 600 км. Такая орбита позволяет космическому аппарату проходить над любой точкой поверхности приблизительно в одно и то же местное солнечное время. Это удобно для создания спутниковых снимков земной поверхности. Основное назначение «ТаблетСат-Аврора» — дистанционное зондирование Земли. Аппаратура спутника делает снимки с разрешением в 15 метров, имея ширину полосы захвата в надире 47 километров.

ООО «Спутниковые инновационные космические системы» («Спутнике») — с 2012 года резидент космического кластера «Сколково». Фонд профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.

С конца 2016 года «Спутнике» входит в группу компаний «Галактика», работающих в космической сфере: начиная с ракетостроения (ракеты-носители сверхлегкого класса) и создания спутников и заканчивая постройкой наземной инфраструктуры.

Если запуск первого спутника был лишь демонстрацией возможностей, то теперь компания берется за по-настоящему серьезный проект. К 2025 году «Спутнике» планирует развернуть на околоземной орбите орбитальную группировку для интернета вещей. Проект получил название «Пульсар». Низкоорбитальная спутниковая группировка из 200 микроспутников должна будет обеспечить обмен данными между наземными абонентами IoT. Подключить к спутниковой сети планируют до 500 млн абонентских терминалов.

«Лин Индастриал» сверхлегкие космические ракеты и база на Луне

Если есть малые спутники, то почему бы не быть и малым ракетам? Еще один резидент космического кластера «Сколково» — компания «Лин Индастриал» — работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса.

Основной проект компании — сверхлегкая ракета-носитель «Таймыр». Это даже не одна, а целое семейство модульных ракет, способных выводить на низкую околоземную орбиту грузы массой от 10 до 180 кг. Первый коммерческий запуск ракеты со спутником на борту планируют на I квартал 2020 года. А пока компания запускает испытательные ракеты, конечно, слишком малые для того, чтобы выходить в космос, но пригодные для тестирования систем управления полетом.

Но, так же как и у разработчиков более тяжелых ракет, у «Лин Индастриал» бывают и аварии. Прошедшие в декабре прошлого года огневые испытания первого для компании жидкостного ракетного двигателя РДЛ-100С «Атар» сложно назвать успешными. Спустя 4 секунды после начала работы двигатель взорвался. Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний.

Созданием ракет компания не ограничивается. Мысли ее инженеров о спутнике нашей планеты — Луне, что неудивительно. В «Лин Индастриал» работают участники команды «Селеноход» — единственной российской команды, участвовавшей в конкурсе Google LunarX PRIZE, главный приз в котором должна получить группа, создавшая и отправившая на Луну частный луноход.

Сегодня же инженеры «Лин Индастриал» разработали проект российской лунной базы, который можно реализовать с использованием уже существующих технологий. Проект получил название «Луна семь», что подразумевает, что это будет седьмая высадка человека на Луну (после 6 полетов по программе «Аполлон»). Некоторые предложения из этого проекта были включены в Федеральную космическую программу на 2016-2025 гг.

Dauria Aerospace — первые деньги и геостационарный спутник

Еще один производитель малых спутников — компания Dauria Aerospace. Но, в отличие от других российских частных компаний, в этой отрасли Dauria уже получила свой первый существенный доход от космической деятельности. Два спутника компании — Perseus-M1 и Perseus-M2, — предназначенные для дистанционного зондирования Земли, продали в декабре 2015 года американской Aquila Space. Космические аппараты поменяли хозяина уже в тот момент, когда находились на орбите.

Компания разрабатывает широкий спектр малых спутников, предназначенных для различных орбит и целей. Третьим спутником Dauria Aerospace, выведенным в космос, стал DX1 — первый космический аппарат на основе малой спутниковой платформы (до 50 кг) DX, созданной специалистами компании. Предназначение космического аппарата — отработка экспериментальных технологий. Сами же спутники на основе этой платформы могут использоваться для широкого круга задач: от дистанционного зондирования Земли до ретрансляции сигналов.

Но если спутники DX предназначены для низкой околоземной орбиты, то проект Pyxis предусматривает создание сети телекоммуникационных спутников для высокоэллиптических орбит. Такие орбиты, с апогеем над Северным полушарием планеты высотой в десятки тысяч километров, позволяют обеспечить связь в приполярных регионах Земли. Четыре космических аппарата спутниковой группировки должны выйти в космос до 2020 года. Они смогут обеспечить спутниковый доступ в Интернет десяти тысячам пользователей: жителям приполярных российских регионов, ученым-полярникам, нефтяникам, экипажам судов Северного морского пути.

Но, пожалуй, самый передовой проект Dauria Aerospace — разработка платформы АТОМ для создания геостационарных космических аппаратов. Как правило, спутники для геостационарной орбиты отличаются большими размерами и массой. Но масса космических аппаратов, созданных на платформе АТОМ, не превысит 1 тонны. Это позволит выводить их на орбиту с меньшими затратами. К тому же такие аппараты прекрасно подойдут для обслуживания малых и средних рынков в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, где использование более тяжелых и дорогих спутников нерентабельно. Кроме того, выводить на орбиту такие спутники можно сразу по несколько штук или попутно с другим грузом.

Другой особенностью платформы является использование только электрореактивных двигателей как для довыведения спутника на геостационарную орбиту с низкой опорной, на которую его доставит ракета, так и для его удержания в точке стояния на геостационаре.

Первая пара таких спутников будет отправлена в космос к концу 2017 на индийской ракете-носителе GSLV Мк II. Контракт на создание таких космических аппаратов, которые получат название NEXSTAR-1 и NEXSTAR-2, заключен с индийским поставщиком услуг спутниковой связи Aniara Communications Pvt. Ltd.

«КосмоКурс» — экскурсия к «гагаринской» орбите

Отправлять туристов в космос планируют не только за океаном. Цель российской компании ООО «КосмоКурс» — создание многоразового суборбитального комплекса для отправки в космос туристов. Первый такой туристический полет должен состояться уже в 2021 году. Космический корабль, рассчитанный на шесть туристов и одного инструктора, запустят на высоту полета корабля «Восток-1», на котором когда-то полетел Юрий Гагарин, — от 180 до 220 км. Но, в отличие от первого космонавта Земли, на орбиту вокруг планеты корабль не выйдет, полет будет су6орбитальным — какой когда-то совершил Алан Шепард, первый американский астронавт.

Космический комплекс компании будет состоять из ракеты-носителя и суборбитального космического аппарата, разделяющихся на 141 секунде полета при достижении высоты 66,4 км. И корабль, и ракета, естественно, будут многоразовыми. Сам полет займет всего 15 минут, из которых 5 минут, в апогее траектории полета, пассажиры будут находиться в невесомости. Планируется совершать около 120 пусков в год, то есть отправлять в космос по 700 человек ежегодно. Это 2 запуска в неделю.

Сейчас проект пока только на бумаге. Но разработанное «КосмоКурсом» тактико-техническое задание на выполнение аванпроекта (предварительного плана) уже прошло необходимую процедуру согласования в Роскосмосе. Общая стоимость реализации проекта составит 150-200 млн долларов. Билет на такую космическую экскурсию, как ожидается, будет стоить от 200 до 250 тыс. долларов.

Комментарии